Под градусом

Бокалы для вина: история и виды

Правильный бокал для вина – прозрачный, без вензелей и гравировок, лаконичной формы с вместительной чашей в форме бутона, немного сужающегося кверху.
Хотя бы один такой (для себя) должен быть в хозяйстве каждого любителя вина, а настоящие винные эстеты oбзаводятся бокалами разных форм под вина разных стилей и сортов.

«Враги» хорошего вина

В чудесном фильме «На обочине» Александра Пейна, главный герой которого – настоящий знаток вина и хронический неудачник Майлз, есть сцена, где он, в очередной раз разочаровавшись во всем на свете, откупоривает бутылку Chateau Cheval Blanc 1961 года (а это один из лучших урожаев бордо за весь ХХ век), которую долго хранил для особого случая. Поскольку случая так и не представилось, драгоценное вино выпивается в кафе фастфуда из бумажного стаканчика. Стаканчики – пластиковые, бумажные, граненые – главный кошмар всех «винников».
Кстати
Так же «врагами» считаются любые представители богемской хрустальной индустрии с позолотой, мельхиоровые кубки, бокалы из цветного стекла, будь они хоть с самого острова Мурано, длинные, как флейта, «свадебные» бокалы для игристого и прочая посуда из сервантов наших прабабушек.

«Оправа» для винного букета

В последние годы вино стало демократичным напитком, но все же, в отличие от пива и крепкого алкоголя, оно требует некоторых нехитрых церемоний. Температура подачи и наличие правильного винного бокала важны просто потому, что иначе вино не «раскроется», не сможет показать вам себя во всей красе, вы выпьете его, не заметив в его букете никакого особенного богатства ароматов, не оценив баланса и текстуры. Так зачем тогда было отдавать за него немалые деньги?

Французы знают толк

Кто-то может поспорить, мол, в парижских кафе вино наливают в бокалы с чашей размером с крупный мандарин, причем наливают почти до края, а уж французы-то знают толк! Так вот, хорошее вино в этом действительно классическом «парижском бокале» вам не подадут – он предназначен для простых, повседневных вин.
Другая крайность – хрустальные бокалы с такой огромной чашей, что туда могла бы войти бутылка целиком, которые приносят в гастрономических ресторанах гостю, заказавшему дорогое вино. Истина находится где-то посередине.

Наука винного бокала

В винном бизнесе многие знают о «шоу Риделя». Это такая дегустация, когда публике предлагают попробовать несколько вин из бокалов разной формы. Эффект от такого эксперимента обычно мгновенный и сильный: ощущение от вина действительно кардинально меняется при смене бокала. Для каждого вина существует свой идеальный бокал, в котором оно будет «выглядеть» лучше всего; вопрос в том, как его найти.
Интересно
Стекольщики доходят до того, что придумывают разные бокалы для, скажем, луарского и новозеландского совиньона блан или для риохи-криансы и риохи-резервы. Ридель изобрел даже бокал под саперави.

«Свой» бокал

Идея бокалов, смоделированных под вина разных стилей, впервые пришла в голову Клаусу Риделю в 1960-х, а его сын Георг Ридель довел дело отца до совершенства. Сегодня стекольному гуру принадлежит не только семейная фабрика Riedel, но и один из старейших стекольных заводов мира Spiegelau, основанный в Баварии еще в XV веке. Ридель и его последователи, учитывая свойства разных вин (летучесть ароматов, крепость, танинность, вязкость и пр.), конструируют бокалы, которые помогают подчеркнуть сильные стороны каждого сорта. За последние полвека «свой» бокал получили сотни вин.